Преподаватели КТМУ выступили на конференции «Традиционные и новаторские методы преподавания в дизайне»

31 марта 2023 года в Креативном пространстве «Мойка-8» Санкт-Петербургского Cоюза дизайнеров прошла научно-практическая конференция «Традиционные и новаторские методы преподавания пропедевтики в дизайне». На конференции были представлены 14 докладов и презентации преподавателей из разных ВУЗов, ССУЗов, детских дизайн-студий. Участники конференции пришли к выводу, что конференция станет традиционной.

Конференция открылась докладом Зориной Ирены Львовны, организатором и ученым секретарем теоретической и творческой части. Доклад был посвящен преподаванию пространственной пропедевтики в Институте дизайна пространственной среды СПбГУПТД и в КТМУ по авторской программе. При обучении проектированию в дизайне среды требуется формирование пространственного мышления. Эта задача решается в курсе пространственной пропедевтики, объемно-пространственной композиции. Сложность преподавания заключается в том, что современный студент одинаково далек от классического архитектурного наследия (от ордера) и от функциональной интернациональной архитектуры ХХ века. Опорой в проектировании становятся компьютерные программы, а не классическая композиция или основные элементы архитектуры.

Курс пространственной пропедевтики, который преподается в Институте дизайна пространственной среды СПбГУПТД и в КТМУ, разработан на основе заданий по дисциплине «Пространство» — это психоаналитический метод Н.А. Ладовского, сформированный и примененный во ВХУТЕМАСе в 1920-е годы. Психоаналитический метод Ладовского предполагает творческое переосмысление заданий курса. И.Л. Зорина показала, как задания курса преподаются сейчас, сделала акцент на внесенных изменениях, которые делают программу актуальной, адресованной к современным студентам. На выставке студенческих работ по пропедевтике были представлены макеты студентов Института дизайна пространственной среды СПбГУПТД, иллюстрирующие задания этой программы.

На основе этого метода был написан первый учебник - «Элементы архитектурно-пространственной композиции». Над его составлением работали последователь Н.А. Ладовского В.Ф.Кринский и его студенты, которые сами обучались по этой программе, И.В.Ламцов и М.А.Туркус. Учебник был выпущен уже после расформирования ВХУТЕМАСа, в 1934 году, он стал основой для всех последующих учебников и методических пособий по основам пространственной композиции и введению в архитектурное проектирование. Но задания по программе возможно менять и адаптировать, обогащая примерами архитектуры ХХ века.

В институте дизайна пространственной среды СПГУПТД преподавание по этой программе продолжается более 15 лет, задания меняются, дополняются, но основой остается психоаналитический метод Н.А. Ладовского. Это интенсивный курс, рассчитанный на 16-18 занятий.

В курсе выделяются три основные вида композиции:

• объемно-пространственная композиция;

• фронтальная композиция;

• глубинно-пространственная композиция.

Основные понятия, которые должны быть сформированы: масса, плоскость, пространство.

В процессе работы студенты обращаются к мировому архитектурному наследию и, особенно, к архитектуре XX века. Постоянно проводится анализ процессов в том или ином архитектурном объекте: формообразование, композиционные принципы, виды отношений, ритма, расстановка акцентов. И одним из результатов курса является способность понимания архитектурной формы.

Калинина Людмила Викторовна выступила с докладом "Методы преобразования графических композиций в элементы предметного дизайна и архитектурного пространства", в котором она рассказала о своей уникальной методике преподавания.

Три основных принципа преподавания Калининой Л.В.:

1. «Метапредметная связь», разработанный курс включает в себя 5 дисциплин, распределенных последовательно на 5 семестров с 1 по 3 курс обучения.

2. «Предыдущее обеспечивает последующее», когда работа, выполненная на дисциплине в прошлом семестре, становится основой разработки для дисциплины в следующем семестре.

3. «Переработка», студент ищет и извлекает элементы из любой своей графической композиции, формы и силуэты, превращает их в элементы средовой композиции, в виде отдельных архитектурных форм, предметного дизайна в интерьере и ландшафте, плоскостной и фронтальной композиции различных поверхностей (фасадов, стен, планов). Одни и те же графические элементы могут превращаться в элементы дизайна в сфере рекламы, архитектурного пространства и предметного дизайна, фирменного стиля.

1 курс 1 семестр.

Основы композиции (48 часов).

Силуэт. Ребята работают с графической композицией, выполняют работы по поиску графического силуэта, черно-белая графика.

1 курс 2 семестр.

Материаловедение (32 часа).

Макет. Происходит превращение графических силуэтов, найденных на Основах композиции, в объёмный макет, выполненный в определённом материале.

Коллаж. Студенты выполняют объёмный коллаж из образцов отделочных материалов, элементов фурнитуры и текстиля.

2 курс 1 семестр.

Элементы средовой композиции (42 часа).

Растяжка. Первое задание - растяжка из 8 композиций на нескольких листах формата А6, связанных между собой в единую горизонтальную композицию-развертку. Происходит изменение цвета между крайними листами по одному из колористических принципу по выбору студентов. Все цвета взяты из объёмного Коллажа, выполненного на Материаловедении.

Графическое поле. Второе задание - создаётся графическая сетка на основе графической композиции. Работа выполняется по технологии древнетюркской аппликации. Одна и та же графическая сетка накладывается на 8 листов разного цвета (открытые цвета из баночек и третичные палевый и лиловый по Кандинскому), затем элементы вырезаются по сетке и составляется единая цветная композиция из этих элементов, как из пазлов.

МАФ. Третье задание - создание конструктивных макетов МАФ из спичек, которые размещаются на Графическом поле.

Плакат. Итоговой работой является плакат А2, на котором размещаются различные стадии выполнения Графического поля и МАФ, получается абстрактная средовая композиция, похожая на макет ландшафтного проекта.

2 курс 2 семестр.

Стилеобразование формы и пространства (42 часа).

Из Растяжки по Коллажу ведётся поиск силуэтов цветовых пятен, которые затем превращаются студентом в уникальную дизайнерскую мебель. Так же студенты подбирают аналоги реальной мебели, похожей стилистически на их разработку, знакомятся с мебельными брендами.

3 курс.

Дизайн и рекламные технологии (44 часа).

На основе Растяжки студенты разрабатывают:

• фирменный стиль на различные носители.

• арт декорирование поверхностей в интерьере и экстерьере.

• дизайн витрин, макет витрины с применением элементов растяжки.